Готический стиль в
основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей.
Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его
круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны
арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный
фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают
вертикаль.
В готической
архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и
поздний.
Церковь монастыря Сен-Дени́, созданная по
проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным
сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и
церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями
бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сентх-Шапель в Париже.
Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный
стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль»,
быстро уступил место Ренесансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих
пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.
С приходом в начале XVI века Ренесанса севернее и западнее Альп,
готический стиль утратил своё значение.
Почти вся архитектура готических соборов
обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной
конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
Готика во Франции
Готическое искусство
возникло во французской провинции Иль-де-Франци – центре королевских владений.
Расцвет литературы, науки и ремесел превратил Париж в главный город провинции,
в столицу европейской культуры.
Одним из шедевров
французской готики является собор Парижской Богоматери, знаменитый Парижский
Нотр-Дам. Собор был построен на месте христианской базилики. Его строительство
было начато в 1163 г.
в период деятельности епископа Мориса де Сюлли, и закончилось в 1345 г. XIV в.
Нотр-Дам – это грандиозная
трехнефная базилика, одновременно вмещающая около 9000 человек. Длина базилики
– 129, она имеет 5 продольных нефов.
В храм ведут 3 входа
портала, обрамленные уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со
статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и
французских королей, всего 28 фигур. Центр западного фасада украшает окно-роза,
диаметром около 10 м,
а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками.
Особым покровительством
короля Людовика IX пользовался собор в Шартре (XII-XIV вв.), где находились
драгоценные реликвии Богоматери. В строительстве собора принимало участие
множество людей. Возведение собора считалось делом праведным, за которое
верующим простятся грехи и будет обеспечено спасение на небесах.
«Королевский портал»
собора в Шартре –яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славится
также своими витражами, которые занимали площадь более 2,5 тыс. кв. км.
В 1194 году собор почти
полностью сгорел, сохранился только «королевский портал» и основания башен.
Позднее здание было вновь отстроено.
Образцом «зрелой готики»
стал знаменитый французский собор в Реймсе – месте традиционной коронации
королей Франции. Свидетельством силы и богатства города и его жителей стал
собор в Амьене (1218-1268 гг.), длиной 145 м и высотой 42м.
Готика в Германии
В Германии готический
стиль развился позднее, чем во Франции. Не отрицая приоритета французов,
германские искусствоведы склонны видеть в германском художественном гении
самого полного и яркого выразителя готического идеала красоты.
В XII – XIV вв. Германия
переживала период феодальной раздробленности. В этих условиях важное значение приобрели
города. Центрами готического искусства здесь стали ратуши и городские соборы.
Широкое распространение в
Германии готика получила в первой половине XIII в. Германские готические соборы
отличались от французских. Стремясь как можно ярче передать стремление
человеческой души к небесам, архитекторы увеличили высоту сводов, увенчав их
башенками со шпилями. Особенно декоративно украшали западные фасады соборов с
одной или двумя высокими стройными башнями. Однако, здесь редко использовались
наружные полуарки (аркбутаны), окна-розы. Памятниками готической аррхитектуры
Германии являются соборы в Марбурге, Наумбурге, Фрейбурге, Ульме и других
городах.
Самый
знаменитый готический собор Германии – Кельнский. Строительство собора началось
в 1248 году и завершилось в XIV в. Башни собора возведены в XIX веке. Здание
высотой 46 м
украшено множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми арками.
Великолепная скульптура собора с внешних стен перешла во внутреннее
пространство храма. Она ритмически связана с архитектурой, но не с ее
каменистой массой, а с изгибами сводов и арок. Сами статуи так же имеют
характерные изгибы в виде буквы S. Скульптура Кельнского собора оригинальна,
неповторима, необычайно эмоциональна, драматична.
Готика в
Англии
Готическая архитектура Англии начала развиваться с
XII в. и было в основном связано с монастырями, т.к. города здесь играли менее
значительную роль, чем в остальных странах Европы.
Таков Кентерберийский собор –
резиденция главы английской церкви; соборы в Линкольне, Уэльсе, Солсбери
Характерной особенностью английских
готических соборов является наличие двух трансептов (поперечных нефов), один из
которых короче другого. Английские соборы имеют значительную
протяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться
не только ввысь, но ив стороны. Для английской готики характерны растянутые
фасады, различные притворы, далеко вынесенные трансепты, прямоугольные апсиды,
огромные (до 135 м
в высоту) башни над средо-крестителем, сравнительно небольшая высота
центрального нефа (по отношению к боковым). Воздвигая соборы все более
вытянутыми в длину, английские зодчие снабжали их стрельчатыми дугами,
многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных
переплетов.
Ведущую роль в английской готике играли
декоративные элементы, например, характерным было использование цветовых
контрастов между различными породами камня.
Знаменитый собор в
Солсбери, в южной Англии, был построен в XII в. Сотни средневековых каменщиков
и плотников проявляли чудеса мастерства, чтобы создать это прекрасное здание.
Собор стоит на фундаменте всего один метр, потому, что под ним лежит мощный
природный фундамент – пласт кремниевого гравия. В 1225 г. были освящены первые
три алтаря. На завершение основного здания ушло еще 33 года и полностью собор
щен в 1258 г.
Вокруг собора выросло поселение,
получившее название Новый Сарум и
сегодня известное нам как город Солсбери.
Между 1285 и 1315 гг. к собору
были прибавлены башня и шпиль. Для строительства было использовано 6500 т
камня. От такой огромной нагрузки прогнулись четыре столба, поддерживающих
башню и шпиль, и чтобы перераспределить вес, использовали контрфорсы и
аркбутаны.
Готика в России
В Средние века в России, находившейся в сфере
влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна. Правда,
определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и
башен Московского кремля. Готическая архитектура проникла в Россию только в
эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России
связано с именем архитектора Юрия Матвеевича (Герга Фридриха) Фельтона.
Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические
Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).
Черты неоготического стиля присутствуют в царской
резиденции в Царицыне в Москве. Её строил архитектор Баженов. По его замыслу
рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы,
типичные для русской архитектуры.
Одним из типичных образцов неоготики в Москве можно
считать Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в
1905 году и восстановленный в 90-е годы XX века.
Ряд культовых сооружений, построенных в стиле
неоготики имеется и к востоку от Москвы.
Образцы средневековой готики на территории России
можно увидеть в Калининградской области здесь сохранилось около двадцати замков
и большое количество церквей, но большинство из них — в разрушенном состоянии.
В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое
количество неоготических памятников. Сохранилось небольшое количество зданий и
в Ленинградской области. Больше всего их можно найти в Выборге в старом городе,
но самое главное — единственный в России средневековый замок, заложенный
шведами в 1293 году.
|